Киокушин

Киокушинкай каратэ — несгибаемая стойкость, абсолютное бесстрашие.

«Сильнейшее каратэ на планете» — именно так окрестили школу Киокушинкай журналисты после I Абсолютного чемпионата мира, который прошел в 1975г. по весьма жестким правилам, разрешающим нанесение ударов руками и ногами в полную силу (за исключением ударов руками по голове и ударов в особо уязвимые зоны тела). Серьезные поединки, предъявлявшие высочайшие требования к физической, функциональной и волевой подготовке спортсменов, буквально поразили мир.

Каратэ Киокушин – это вершина боевых искусств. Для тех, кто изучает, познает и выбрал путь. Киокушин карате – очевидна истинная мощь, сила скрытая внутри этого искусства. Киокушин – известен как сильнейший вид карате, характеризующийся простотой и эффективностью приемов. Обучение карате Киокушин — наука и философия. В переводе Киокушин означает “Союз искателей абсолютной истинны” – это скорее жизненный путь, чем спорт, целью которого является предельное развитие духовных и физических возможностей человека. Наивысшей целью карате, является не просто физическое развитие, а развитие лучших качеств человека в целом.

Киокушин — это жесткая самодисциплина, которую обязаны соблюдать спортсмены. В них воспитывается уверенность в собственных силах, способность держать себя в руках, действовать четко и выверено. Помимо навыков самозащиты, занятия карате способны в значительной степени улучшить контуры вашей фигуры. Этот вид спорта помогает воспитать в себе сильную личность и рождает благородное чувство уважения к людям. Карате полезно всем — и мужчинам, и женщинам, молодым и пожилым.

Возникнув как система физического и нравственного воспитания, стиль Киокушинкай каратэ-до подвергался критике как со стороны гуманистов за чрезмерную жестокость, так и со стороны радикалов за недостаточную твердость. Особую остроту подобные дискуссии вызывают там, где нет полного знания стиля, его особенностей, другими словами, обе эти крайние точки зрения отражают неполные знания предмета критики.

Не может стиль, в задачи которого входит воспитание боевого духа, присущего кодексу Бусидо, уступать традиционным стилям каратэ и бокса в жестокости. Отступление от этой задачи в рамках стиля делает недостижимой поставленную цель, обрекая вновь созданный вид борьбы на быструю смерть и деградацию.

На самом деле мы видим, что географические рамки стиля расширяются, с каждым годом в секции приходят новые и новые миллионы занимающихся в разных странах. В качестве примера достаточной жесткости стиля можно привести следующее: все чемпионаты мира по Киокушинкай проводятся как открытые турниры, то есть в ним могут принят участие представители любых видов единоборств, согласные с правилами соревнований, которые, кстати, очень просты. Однако, несмотря на солидные денежные вознаграждения, в настоящее время представители других стилей и направлений восточных единоборств и бокса отказываются от участия в соревнованиях. В то же время спортсмены стиля Киокушинкай с успехом выступают в поединках как в полно контактном каратэ, так и в кик-боксинге и таиландском боксе.

Более того, основой этих контактных стилей является система Киокушинкай.

Отличие их (имеется в виду полноконтактное каратэ и кик-боксинг) заключается в наличии «До» — принципа, пути.
Киокушинкай каратэ-до – система, всесторонне воспитывающая человека от начала до полного созревания и развития личности, претендует на мировоззренческую роль в жизни человека. В тоже время полноконтактное каратэ и кик-боксинг использует уже сформированного бойца, воспитанного в других школах, в коммерческих целях – поединки, за которые получает гонорар спортсмен.

Отсутствие защитных приспособлений находится в русле решения проблемы: причинить боль с целью остановить противника или перенести боль опять же с целью остановки агрессии. Кроме того, по спортивным правилам в Киокушинкай каратэ-до запрещены удары и действия, способные вызвать серьезные расстройства здоровья: в спину, лицо, шею, рубящие, секущие и колющие удары.

Единственным поводом для критики стиля является запрещение атаки руками в лицо. Рассматривая этот аргумент, можно выделить несколько аспектов проблемы:

Медицинский. Наличие постоянных, хотя и не сильных, не говоря уже о нокаутах, ударов в голову, приводит к развитию посттравматической церебростении. В спортивной физиологии давно выяснено, что как бы хорош не был тренирован боксер на средней дистанции, он не способен защититься от удара в лицо. Скорость прохождения нервных импульсов по нервному волокну и переработка их с целью формирования ответной реакции гораздо большая, чем время выполнения удара. Класс боксера определяется умением реагировать на изменения положения перед ударом и тем самым блокировать будущий удар. Другими словами, перед ударом формируется так называемая поздно-тоническая реакция, на которую и реагирует соперник, защищаясь, а не на сам удар. Учитывая это, а так же тот фактор, что в каратэ удары можно наносить практически из любого положения, чередуя и сочетая удары руками и ногами, нападающий делает ставку защищающегося на позно-тоническую реакцию весьма проблематичной. В этих условиях удар рукой в лицо можно сравнить с попыткой увернуться от выстрела в упор с 40-60 см. Последствия такого эксперимента весьма сопоставимы.

Морально-этический аспект. Является самым понятным. Нельзя спорт превращать в кровавое побоище.

Конечно, можно было бы одеть на руки перчатки и разрешить контакт в голову, но при этом теряется основа стиля – реальность. Наличие перчаток делает невозможной «остановку» соперника в грудь и живот. В этих условиях голова автоматически становится основной целью, что приводит к изменению основной дистанции поединка, меняется рисунок боя, поединок уходит от «реальности», приближаясь, по своей сути, к условно игровым стилям. С целью «активизации» спортсменов и увеличения зрелищности боя в поединок вводятся дополнительные правила и ограничения, что еще дальше уводит стиль от реальности.

Тут мне могут возразить, в Киокушинкай каратэ-до запрещены захваты и броски. Да запрещены! Но почему? Опять придется вернуться к спортивной физиологии. Удар составляет только 1/10 по времени броска, т.е. удар в 10 раз быстрее. Это одно.

Второе. Зная, что тебя не будут атаковать в лицо, пах, не будут применять технику, которая способна покалечить, можно рискнуть и провести бросок. Придерживаясь спортивных правил, но разрешив захваты и броски, мы тем самым сдвигаем бой в сторону борьбы. Здесь есть два выхода: разрешить броски, но тогда нужно разрешить применять технику, которая может их нейтрализовать. Но тогда это уже не спорт, а «ледовое побоище». И второй выход – запретить их, что сделано в правилах, и является наиболее разумным решением.

Подробно и непредвзято рассматривая правила полного контактного каратэ, кик-боксинга, таеквондо, мы приходим к выводу, что они гораздо менее «жесткие», чем правила Киокушинкай каратэ-до.

Целью этой статьи не является критика направлений восточных единоборств, а только попытка показать реальность и жизненность выбранного вами стиля.

Система обучения в Киокушине основана на взаимосвязанных принципах и формах тренеровок: кихон, ката, тамасивари и кумите, которые пронизаны медитативной практикой. Они дополняются специальными упражнениями и тестами, способствующими выработке высокой кондиции и сильного духа.

Кихон — изучение элементов базовой техники без партнера. Это — основа мастерства, достижение чистоты стиля. Кихон — своего рода семя, из которого произрастает дерево боевого искусства.

Ката — это форма, в которую сливается техника ученика, представляющая хореографическую композицию боя c несколькими противниками.

Тамешивари — разбивание различными частями тела и разными способами твердых предметов. По словам самого Оямы, без тамасивари «каратэ подобно дереву, которое не дает плодов»…

Кумитэ — цель и суть каратэ как искусства будо. Длительная и безостановочная борьба с разными, поочередно меняющимися противниками является одним их квалификационных требований. Так, например, для присуждения III дана экзаменуемый должен выдержать 30 двухминутных контактных поединков.

Сегодня школа Киокушин привлекает представителей разных рас, вероисповеданий, стилей мышления и жизненных укладов. Позитивное содержание современной школы, наследующей лучшие традиции искусств будо, привлекает и наших соотечественников. Безусловную ценность представляет самое очевидное, что отличает Киокушин от многих других школ современного каратэ — воспитание сильных бойцов. И даже не столько сильных бойцов как таковых, сколько людей, сердце и разум которых открыты для глубокого понимания интернациональных, общечеловеческих ценностей.

Этот интернациональный аспект, отмеченный Оямой, а также достижения школы делают реальностью дальнейшее развитие и сохранение Киокушин Будо-каратэ.

Стиль каратэ киокушинкай — атлетический, силовой, динамичный, активно-наступательный. Его характеризует рациональный арсенал наиболее эффективных приемов, полное отсутствие стремления к внешней демонстративности и показной зрелищности. Тем не менее, бои, проводимые в стиле Киокушинкай каратэ, наполнены реальностью борьбы. Каратэ киокушинкай даже в форме спортивных состязаний поражает демонстрацией не только сокрушительной мощи приемов и способности им реально противостоять, но и необыкновенной стойкостью и силой духа бойцов. Это спорт для самых сильных, спорт высших достижений. Но киокушинкай -это не только, а точнее, не столько спорт, сколько боевое искусство. Каратэ киокушинкай сегодня известно и максимализмом своих нормативных требований, и суровой дисциплиной занятий, самой жесткой системой боевой подготовки с ее изнурительными тренировками, специальными методами обучения и тестами. Эти качества каратэ киокушинкай как реальной военно-прикладной системы по достоинству оценены специалистами. Стиль киокушинкай стал элитарным для многих воинских спец подразделений, полицейских формирований и разведки многих стран мира.

Главным символом школы легендарного Оямы является Канку. В символическом «приветствии солнцу» раскрытые руки поднимаются в позицию, позволяющую «созерцать небо». Из этой позиции и образуется символ. Узкие концы Канку представляют собой сомкнутые пальцы и символизируют конечность. Широкие части представляют запястья и символизируют бесконечность, подразумевающую глубину. Символ Канку заключен в окружность, символизирующую непрерывность и круговое движение. Система требований Киокушин — одна из самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов на пояса. Цвет пояса означает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизирует чистоту и незнание, голубой — цвет неба при восходе солнца, желтый — восход солнца, зеленый — распускающийся цветок, коричневый — зрелость, черный — мудрость. Примечательно, что основатель школы Киокушин награжден от имени МОК единственным высшим 10-м Даном.

5 аспектов каратэ

Изначально нужно отметить, что каратэ по своей сути есть искусство побеждать самого себя. Многие согласятся с этим утверждением, поскольку на собственном опыте ощутили победу над ленью, страхом, неуверенностью, слабостью и укрепили не только свое физическое тело, но и духовные качества.

Но для того, чтобы получить максимальную пользу от занятий каратэ необходимо, прежде всего, определить тот аспект каратэ (или несколько) совершенствование в котором вам необходимо. А для этого в свою очередь нужно четко определить, что представляет собой каратэ.

В данное время каратэ представлено такими аспектами:

1. техника боя;

2. самозащита;

3. спорт;

4. путь воина;

5. физическая культура.

Вначале остановимся на технике боя. Это принципиальная причина существования каратэ. Эта техника, использующая все естественные возможности человеческого тела, является подлинной наукой об ударах, наносимых в жизненно важные точки противника. Она была разработана людьми, которые в силу своего положения не имели оружия, кроме своего тела, для отражения нападение врага; эти люди наносят свои атэми (буквально «удары, наносимые по телу») с целью атаки или быстрого сокрушительного ответа. Одного удара должно быть достаточно для того, чтобы наверняка вывести противника из боя сломав ему кости, повредив органы, вызвав внутреннее кровотечение и т. д. Кроме того, как утверждают некоторые эксперты существовала еще и секретная техника, называемая «саннэн-гороси», состоявшая в нанесении ударов, влекущих за собой внезапную смерть по истечении трех лет.

Как бы там ни было, каратэ предлагает внушительный набор сокрушающих действий, немедленную эффективность которых легко проверить. Начиная со средневековья, оно остается, по крайней мере, на гипотетическом поле боя, варварским средством; однако в данном случае речь идет об исходе сражения, а во время борьбы за существование нет места учтивости. Никогда не следует забывать, что основной целью каратэ является реальный бой. Всякий стиль, отклонившийся от этого, не есть подлинное каратэ. Однако просто как методика боя оно нежизнеспособно, потому что в современном мире, где народам угрожает другое оружие, и где каждый должен проповедовать мир, для него нет места. Но здесь на передний план выступают другие его аспекты.

Теперь перейдем ко второму аспекту каратэ — самозащите. Каратэ может сослужить свою службу как система защиты от нападения с оружием или без. Как система самозащиты более жесткая, чем дзюдо и айкидо, она не требует специальной адаптации своей техники; любой из ударов каратэ может быть применим против партнера в «додзе» (зал для изучения каратэ) точно так же, как и против «классического» противника, внезапно по являющегося на улице. Этот момент ценен и не всегда присутствует в других системах. Защита, предлагаемая каратэ, жесткая и, следовательно, должна применяться осмотрительно. Одновременное использование рук и ног, постоянная душевная настроенность на реальную схватку, которую воспитывают занятия в додзе, овладение физическими и психическими силами, достигаемое тренировками, объясняют тот факт, что каратэка среднего уровня способен противостоять сразу нескольким противникам. Старинное наставление предписывает настоящему каратэка вступать в схватку не менее чем с тремя соперниками, чтобы оставить им какой-то шанс на победу! Основополагающее правило требует все же, чтобы каратэка никогда не нападал первым.

Итак, на очереди каратэ как спорт. Судя по все чаще организующимся национальным и международным встречам и спортивным соревнованиям, данный аспект каратэ интенсивно развивается. Впрочем, толчок в этом направлении дали сами японские мастера под давлением учеников, вероятно по причинам, связанным с престижем своих школ.

Стычки между последователями соперничающих школ и непрестанно нарастающее число жестоких схваток навели учителей на мысль о том, что стоит вести соревнования, урегулированные спортивными правилами. Поэтому было бы неверно утверждать, что спортивный аспект каратэ является порождением падких на всевозможные соревнования людей Запада; однако не подлежит сомнению тот факт, что этот аспект привлекает больше молодежи и больше стимулирует интерес к каратэ (наибольшее число занимающихся находятся в возрасте от 17 до 2З лет). Это мужественный спорт, в котором у коротышки столько же шансов, сколько и у великана, а у «мухача» — столько же, сколько у тяжеловеса, потому что для победы не нужно сходиться с противником вплотную, и при любом ударе дело не доходит до контакта. Можно одобрять такую эволюцию или сожалеть о ней, но все же следует признать, что она оттеснила на второй план традиционные и бесплодные распри о преимуществах стилей, и заставило вернуться к основной цели каратэ — умению применять его в бою. Спорт станет фактором, стимулирующим продвижение к унификации стилей и к нивелировке приемов обучения.

Теперь же рассмотрим каратэ как путь воина. Спорт — это тот аспект каратэ, который объясняет его живучесть, но не является единственной ее причиной. Мы касались до сих пор только «каратэ-дзюцу» (искусство каратэ). Существует еще и «каратэ-до»; суффикс «до» (путь) напоминает о том, что каратэ — это также и путь к такому высшему ментальному уровню, который искали философы и мистики всех времен. Этот духовный аспект не менее увлекателен. Искусство боя, каратэ стало средством развития человека, как физического, так и умственного, путем совершенствования человеческой природы в напряженных и трудных испытаниях.

Каратэ — это еще и тренировка, основным назначением которой является возврат человеку ясности духа, его чистоты и простоты, то есть такого духа, каким человек обладал изначально, пока он не потускнел под воздействием внешнего мира. Каратэ дает человеку то состояние спокойствия, которое может дать осознание и господство над собой во всех случаях жизни. Эту безмятежность можно найти только в таком состоянии духа, которое буддизм Дзен квалифицирует как «пустоту»: это второе значение слова «кара» которое подразумевает не только отсутствие всякого оружия, по и отсутствие всяких дурных и тщеславных намерений.

Вопреки первому впечатлению, каратэ не развивает воинственность, а учит чувству меры, смирению, уважению к жизни; в этом смысл всех искусств Будо («Путь воина»: методы боя, предназначенные для достижения высшего ментального состояния), а также индийской йоги. В этом нет кажущегося противоречия. Техника — ничто без духа. Демонстрация атлетом своей силы в упражнениях на разламывание — ничто по сравнению с тем же результатом, достигнутым человеком внешне хилым, так как в этом случае приходится признать, что кроме простой физической силы, бывает что-то еще. Неправы те, кто утверждает, что это учение о тесной взаимозависимости тела и духа слишком вязано с духовностью Востока, чтобы его могли освоить другие народы. Многих жителей Запада привлекает этот аспект, наименее связанный с практикой боевого искусства, причем таких людей больше, чем тех, кто стремится к достойному осуждения чувству превосходства или к спортивным титулам и славе. Для этих первых подлинная цель, единственная, ради которой стоит трудиться — это победа над самим собой, над своим страхом и тщеславием, над своей мелочностью и нетерпимостью к другим. Каратэ становится тогда настоящим образом жизни, направленным на полное раскрытие личности — физическое и духовное. Правда, такое каратэ не зрелищно и сначала неинтересно. Оно требует времени, практики, и даже возраста; нужно тренироваться с увлечением, избегать публичных представлений и официальных соревнований и вдохновляться примером старых мастеров Будо, история которых дошла до нас в многочисленных притчах, И которым, нужно сказать, весьма немногие из современных японских экспертов скромно пытаются подражать.

Ну и в заключение — каратэ как физическая культура. Думаю, что все согласятся с тем, что каратэ прекрасное средство для физического развития и сохранения здоровья. Многие из занимающихся каратэ и не преследуют других целей. Это очень сложная физическая культура, заставляющая гармонично работать все мышцы, развивающая гибкость как средство сопротивления, выпрямляющая позвоночник, превращающая жесткие упражнения в ежедневную работу (в противоположность дзюдо, в каратэ позвоночник всегда выпрямлен и располагается по возможности вертикально). Таким каратэ вполне могут заниматься дети, женщины и пожилые люди. Повторяемые каждое утро несколько гибких ударов руками или ногами — прекрасное средство разогрева и придания гибкости при включении в работу всех мышц и суставов для тех, которые когда-то увлеченно занимались, но потеряли юношескую энергию, занятия каратэ, точно так же как обычная физкультура, позволяют, как минимум, сохранить хорошую форму.

Все-таки нужно сказать, что углубляться только в один аспект карате и пренебрегать остальными — неверный путь и пустая трата времени. Что же касается так называемых «секретов» неуязвимости, на которые отдельные учителя все еще ссылаются с целью поддержания своего престижа, то я дам всего один совет: тренироваться увлеченно и регулярно, серьезно и без ограничений- вот единственный реальный источник эффективности занятий.

Поделиться ссылкой: